понедельник, 12 января 2009 г.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ДЛЯ СОРОЧЕК (ЧАСТЬ2)




Перед обсуждением определенных типов ткани: существуют четыре фактора, которые влияют на все типы. Эти факторы указаны ниже и скромно прокомментированы.

Виды пряжи и ее номера
Дешевые готовые рубашки шьют из ткани, выработанной (сотканной) из пряжи №30. Номер пряжи обозначает, какой длинны (в метрах) нить можно соткать из 1 гр. исходного сырья. И соответственно, чем длиннее можно соткать нить, тем она будет тоньше. Но только при использовании качественных хлопков тонина нити не будет критично влиять на ее прочностные характеристики.
Люди, которые не разбираются в качестве ткани (а научиться этому можно только опытным путем - увидеть, пощупать, сравнить, запомнить), принимают за качественные сорочки, сшитые из тканей, выработанных из одинарной пряжи, начиная с 40 номера. А уже №65 ощущается ими как очень качественная ткань.







(на этой фотографии поплин "в полоску" из "ординарной" ткани № 40Х60)



Рубашки в большинстве дорогих магазинов готовой одежды, которые не специализируются именно на сорочках, обычно сшиты из ткани, сотканной из одинарной пряжи, не превышающей №80.
Для действительно качественных тканей пряжу, перед тем как использовать для производства ткани, скручивают, как минимум, вдвое для получения одной нити. По-английски это – two ply или to fold. Последствием данного процесса является существенное повышение устойчивости ткани к истиранию, появлению «катышков», разрыхлению. Повышенная долговечность и «износостойкость». В характеристиках тканей это обозначается как 2Х2, то есть нить, скрученная вдвое как по основе, так и по утку.
К сожалению, даже многие производители не указывают эту характеристику для производимых ими тканей. Хотя данный параметр оказывает существенное влияние на долговечность и износостойкость готового изделия.
По-настоящему качественную рубашку можно сшить только из ткани, сотканной из пряжи двойного кручения.
Номер пряжи двойного кручения, используемой для качественных рубашек массового производства, начинается с 80 (80Х80 или 2Х80). К сожалению, даже известные фирмы для массового производства чаще всего используют так называемые «итальянские» ткани, произведенные на дочерних предприятиях итальянских концернов и компаний в Индии. По ряду причин эти ткани не являются эталоном качества.
Для «брендовых» и заказных рубашек используются ткани из пряжи, начиная с 100-го номера.
Самая тонкая пряжа – 200Х2, 240Х2. Пряжу таких номеров можно прясть только из самых тонких и длинных хлопковых волокон Си-Айленд и редко Мако. Ежегодный урожай такого хлопка составляет 1-2% от всего мирового сбора. Уже хотя бы по этой причине такая ткань не может быть дешевой. При этом, насколько мне известно, такой хлопчатник собирают руками, а не с использованием механических устройств, таких, например, как комбайны: ручной труд дорожает везде – еще один плюс к стоимости готовой ткани.
А рубашка из нее будет намного дороже, чем сама ткань, так как из этой ткани очень непросто пошить качественное готовое изделие. Она может быть капризна в работе.
Кроме того, далеко не все из этих 1-2% очень качественного хлопка идет только на производство тканей для сорочек. Есть еще несознательные человеческие особи, которые любят носочки, белье, трикотаж, полотенца и халаты из такого хлопка, но, конечно, не из 200 номеров. Тем не менее «жадность» таких любителей весьма ощутимо сказывается на доступности и цене супертонких и нежных сорочечных тканей.
Пряжа двойного кручения №200’s более тонкая, чем человеческий волос. Чем тоньше пряжа, тем ткань из нее приятнее для тела. Уже начиная с № 160 ощущение от такой хлопковой ткани - это ощущение шелка. Но чем тоньше пряжа, тем тяжелее ее ткать и, соответственно, тем дороже стоит выработанная из нее ткань. Скручивание двух ниток пряжи перед выработкой ткани – это тоже дополнительная и затратная опция, что тоже удорожает ткань. Все эти нюансы и нюансики настолько «утяжеляют» цену ткани, что зачастую сорочка из тканей, сотканных из высоких номеров пряж, сопоставима с ценой неплохого костюма.

Плотность ткани
Качественная ткань должна содержать в одном сантиметре не менее 60Х30 нитей по утку и основе. Это правило может нарушаться только в некоторых «вуалях».
Идеально, чтобы количество нитей основы было равно количеству нитей утка. Тогда готовая ткань будет обладать самой большой прочностью. Практически же это редко имеет место по технологическим мотивам. Баланс прочности хорошие производители иногда в определенных типах тканей устанавливают, увеличивая номер уточной пряжи.

Отделка
После процесса ткачества ткань должна пройти процесс отделки. Это не менее важный процесс, так как только окончательная отделка придает ткани товарный вид. Существует много процессов отделки, и у каждого из производителей свои технологические секреты – поэтому, казалось бы, одинаковые по переплетению, плотности и другим характеристикам ткани разных производителей отличаются друг от друга как по виду, так и по тактильным ощущениям и, в конечном итоге, по износоустойчивости.
Так, например, при обработке раствором едкого натра уд. веса 1,25 волокно хлопка сильно укорачивается (до 20%) и как бы разбухает, обращаясь в гладкий цилиндр с едва заметным внутренним каналом. Волокно при этом получает сильный блеск. Этот процесс носит название мерсеризирования по имени Джона Мерсера. Волокно хлопка при этом становится крепче, и способность его к окрашиванию увеличивается. И это только один из процессов отделки.
Некоторые производители ткани не занимаются отделкой самостоятельно, а передают свои ткани для отделки другим фирмам. Лучшими в финишной отделке рубашечных тканей считаются две итальянские фабрики и одна швейцарская.
Отделка ткани, как и многие этапы создания изделия, не является точной наукой - это скорее искусство, поэтому стабильность отделки от партии к партии может меняться. Ткань может быть или более мягкой, или более жесткой и так далее.

Долговечность, или износоустойчивость
Потребители хотят иметь гладкую, блестящую и мягкую на ощупь ткань.
Они хотят менять рубашки каждый сезон, а значит, ткань нужно ткать быстрее.
Результат - долговечность ткани, которая выражается, как правило, в количестве стирок, которые может выдержать рубашка, катастрофически уменьшается.
Гладкость ткани, мягкость, блеск достигаются отделкой, в которой волокна пряжи, сотканные в ткань, подвергаются обработке химикатами и/или механической обработке. Все отделочные – «финишные» операции уменьшают «носкость» и долговечность ткани.
Современные ткацкие станки ткут ткань со скоростью до 3000 метров в смену. Это очень высокая скорость, но при этом в волокнах возникает излишнее напряжение и микротравмы. Они не видны невооруженным взглядом, но от стирки к стирке ткань становится все более рыхлой.
Раньше станки пряли со средней скоростью 300-500 метров в смену, при этом ткань была более износоустойчивой и долговечной.
Например, для того чтобы произвести 50 метров ткани из пряжи двойного кручения №200, еще в конце 80-х - начале 90-х станок должен был работать целую смену. Сколько должна стоить такая ткань сейчас и насколько выгодно мануфактурам ее производить, если разницу может оценить только очень тонкий ценитель и то в процессе длительной эксплуатации и сравнений? Типа: «…вы офигели: две одинаковые белые рубашки, но эта стоит 10 баксов, а эту вы хотите впарить мне за штуку!» Если брать для сравнения ткань из пряжи 2Х2 №140 (это достаточно тонкая, подобная шелку ткань), выпущенную в 80-х и в наше время, то рубашка 80-х выдерживала до 200 стирок, а сейчас - 50, максимум – 70.

Комментариев нет:

Отправить комментарий